Белорусов и немцев связывает переменчивая история, наполненная многочисленными страшными событиями. В период немецкой оккупации во время Второй мировой войны белорусский народ потерял четверть своих жителей. Совершенные от имени немецкого народа преступления навсегда наложили свой отпечаток на жизнь белорусского общества. Но и в послевоенной ФРГ всегда были люди, которым несправедливость, причиненная немецкой стороной народам тогдашнего Советского Союза, не давала покоя. В частности, представители Евангелической церкви Германии (ЕЦГ) уже в 1950 годы стремились найти пути покаяния и примирения. Когда в середине 1980-х годов, благодаря политике перестройки тогдашнего генерального секретаря КПСС Михаила Горбачева, «железный занавес» стал проницаемым для свободного передвижения людей, многие немцы использовали благосклонность времени для того, чтобы лично попросить прощения у жителей Советского Союза за преступления, совершенные во время Второй мировой войны. В Советском Комитете защиты мира и его республиканских организациях они нашли партнеров, которые были также заинтересованы в процессе примирения и были готовы их принять. Совместно с Советским и Белорусским Комитетами защиты мира в мае 1988 года Христианской службой мира было проведено первое «политическое паломничество» в Москву и Минск. Особенно глубокое эмоциональное потрясение у 149 немецких участников этой поездки вызвало посещение мемориального комплекса «Хатынь», созданного в память об уничтоженных белорусских деревнях. Эта искренняя реакция и положила начало наведению мостов взаимопонимания между ними и белорусскими людьми, которые сделали возможными дальнейшие шаги от конфронтации к сотрудничеству.
Второе «политическое паломничество», инициатором которого в 1989 году, кроме Христианской службы мира, с немецкой стороны выступила и Организация «Мэннерарбайт» Евангелической церкви Германии, привело накануне пятидесятилетия начала Второй мировой войны около 70 немецких участников именно в Беларусь. Это паломничество проходило в тени новой беды, которая постигла Белорусский народ – Чернобыльской катастрофы. Спустя три года после взрыва четвертого блока на Чернобыльской АЭС, расположенной на Украине, люди продолжали жить в загрязненных радионуклидами районах, не обладая полной информацией об истинных, опасных масштабах катастрофы. Первые карты, дающие примерное представление о степени загрязненности территорий, были опубликованы советскими газетами лишь в феврале 1989 года. При этом выяснилось, что снова, как и во время Второй мировой войны, непосредственно от катастрофы пострадала одна четвертая населения Беларуси. Однако, на сей раз речь шла не о враге, которого можно было бы опять изгнать. Ведь и через сто, и даже тысячу лет, земля будет загрязнена радиоактивными элементами, опасными для здоровья людей. Исходя из этого, 3 июля 1989 года, в 45-ю годовщину со дня освобождения Беларуси от немецкой оккупации, Белорусский Комитет защиты мира, совместно с другими белорусскими общественными организациями, обратился к соотечественникам по всему миру с просьбой оказать помощь в преодолении последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На это обращение отреагировали, тем не менее, не только земляки, к которым оно было напрямую адресовано, но и практически все участники второго «политического паломничества». Уже в 1986 году Чернобыльская катастрофа вызывала у многих немцев шок, поскольку она окончательно продемонстрировала, что опасности, связанные с использованием мирного атома, действительно не знают границ и угрожают всей жизни на земле. Чернобыль – в этом были убеждены многие – мог бы случиться в любом другом месте земного шара. Поэтому участники второго политического паломничества приняли для себя решение, что нельзя оставлять Беларусь, на территории которой выпало 70% радиоактивных осадков из Чернобыльского реактора, один на один с многосторонними, долгосрочными последствиями катастрофы. Следовательно, вопрос о том, каким образом белорусы и немцы могут совместными усилиями уменьшить последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС, стал определяющим в течение всего второго паломничества. Ответ на этот вопрос одновременно обозначил и новую практическую форму реализации идеи примирения. Сразу же после второго «политического паломничества», в рамках Христианской службы мира, во Франкфурте-на-Майне образовалась рабочая группа по Чернобыльской проблематике с целью поиска возможных путей оказания помощи пострадавшему населению. Из этой рабочей группы в марте 1990 года возникла проектная группа «Лебен нах Чернобыль» («Жизнь после Чернобыля»), офис которой первоначально был расположен в помещениях Организации «Мэннерарбайт ЕЦГ».
Название «Жизнь после Чернобыля» имело программное значение, подчеркивающее два момента. Оно, с одной стороны, отражало, что Чернобыль навсегда разделил жизнь пострадавших людей на две части – до и после, и нет возможности возврата к их прежней, безопасной жизни. С другой стороны, в нем также была озвучена надежда, что, вопреки всему, возможность жизни сохраняется и после Чернобыля, если только все извлекут необходимые уроки из этой катастрофы. С целью обсуждения адекватных мер по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС проектная группа «Лебен нах Чернобыль», совместно с другими общественными организациями с белорусской и немецкой стороны, в июне 1990 года провела конференцию в Берлине. В частности, в данной конференции приняли участие представители Белорусского экологического союза (БЭС), с которыми члены проектной группы «Лебен нах Чернобыль» познакомились во время проведения политических паломничеств. Во время проведения конференции представителями проектной группы и БЭС было найдено общее понимание того, какие шаги необходимо предпринять после Чернобыля. Берлинская конференция положила начало многолетнему партнерству, которое впоследствии было официально закреплено путем параллельного создания двух одноименных организаций – общественного объединения «Лебен нах Чернобыль» во Франкфурте-на-Майне и Республиканского гуманитарного фонда «Жизнь после Чернобыля» в Минске.
Оба партнера, совместно с Организацией «Мэннерарбайт ЕЦГ», радиокампанией земли Хессен и многими другими организациями, немедленно приступили к проведению многочисленных акций: организация гуманитарных грузов, оказание медицинской помощи, измерение содержания радионуклидов в почве и продуктах питания, проведение стажировок для учителей и агрономов и т.д. Однако, несмотря на безусловную необходимость и целесообразность всех этих мер, они, из-за своего изолированного эффекта, не смогли дать инициаторам чувства постоянного удовлетворения. Ведь их целью являлось, совместными усилиями внести ощутимый вклад в минимизацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, который соответствовал бы ее долгосрочному, затрагивающему все сферы человеческой жизни характеру и помогал открывать новые жизненные перспективы для подрастающего белорусского поколения в своей стране, как части общей Европы. Из этого желания в 1990-1991 гг. постепенно родилась идея, которая также вдохновила Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – совместно создать в Беларуси центр круглогодичного действия для оздоровления детей и подростков, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также обеспечить его дальнейшее совместное развитие и содержание.